Шримад Бхагаватам «Песнь Красоте»

Глава 16 - 17
Шри Вьяса Двайпаяна

Цитаты...


Встреча Быка-закона с матерью Землей

...18. Меж тем в одном из Парикшитовых уделов случилась встреча высшего Закона, что явился в облике быка, с матушкой Землею в обличии коровы.

19. И оба были печальны. Бык-Закон не знал, где найти себе прибежище. И корова-Земля проливала горькие слезы и тосковала, как тоскует мать, разлученная со своим дитятей.

20. И спросил бык-Закон: Что за беда, о матушка, приключилась с тобою? Какая печаль омрачает твой лик? Быть может смертельный недуг одолел твою плоть? Или разлука с любезным другом тяготит твою душу?

21. Быть может досадно видеть тебе три мои изувеченных ноги? Или поедатели плоти угрожают всем живым чадам твоим? Быть может ты печалишься о богах небесных, коим люди более не подносят жертвенных даров? Или скорбь твоя о земных тварях, что мучаются голодом и жаждою?

22. Быть может печалит тебя судьба жен и детей, брошенных негодными мужами? Или грустно тебе от того, что ученый люд ныне пользует знания лишь для наживы и тщеславия? А может печалит тебя то, что учители рода человеческого отдались в услужение безнравственным правителям?

23. Или, Земля матушка, ты скорбишь от того, что власть имущие ложью своею и вздорными затеями расстроили порядок в государстве? Быть может грустно тебе от того, что люди стали неуемны в еде, питье, сне и прелюбодеянии, и что во всякое время и во всяком месте они дают волю страстям своим?

24. Или печалишься ты от того, что Господь Бог, сошедший в мир, дабы облегчить бремя твое, ныне покинул тебя, - что незримы для глаза стали Его чудные забавы, помятуя которые всякая воплощенная тварь обретает вечное спасение.

25. О кормилица, если жизнь не мила тебе более, откуда взяться жизнилюбию у чад твоих, тварей земных? Неужто не надеешься ты уже встретиь счастье свое, вернуть те благодатные времена, когда боги почитали за честь коснуться тебя своими главами?

26. Земля-матушка отвечала: - О Закон-благодетель, разлука с Господином моим, прекрасным Кришною тяготит мою душу. Ты и сам некогда благоденствовал под Его защитою, а ныне, искалеченный, едва держишься на ногах.

27-31. Сойдя в наш мир, Кришна в полной мере явил Свои добродетели: правдивость, чистоту, милость к страждущим, невозмутимость, самодостаточность, открытость, твердость, власть над страстями, ответственность, беспристрастие, терпимость, уравновешенность, верность долгу, мудрость, самообладание, первенство во всем, благожелательность, могущество, власть над обстоятельствами, бескорыстие, независимость, искусность, благолепие, непритязательность, добросердечие, находчивость, благородство, великодушие, решимость, прозорливость, умение во всяком деле, богатство, радушие, стойкость, преданность близким, славу, уважение ко всем, отсутствие тщестлавия, незыблеммость, нетленность. Кришна – обладатель всех добродетелей и благих качеств. Потому в Его отсутствие мир вокруг оказался во лжи и пороках. Оттого, любезный, ты видишь меня столь печальною.

32. А тревожусь я о благополучии твоем и своем, о благоденствии богов, мудрецов, вселенских патриархов, святых и всех людей, что желают жить согласно собственному чину.

33-34. Госпожа Удача Лакшми, чьей снисходительной улыбки добивается предводитель богов, и та бежала прочь из своей обители, дабы припасть к лотосным стопам прекрасного Кришны. И не было в целом мире существа более счастливого чем я, отмеченная знаками стяга, молнии, стрекала и лотоса, коими украшены ласковые ступни Кришны. Но в миг, когда я осознала свое Счастье, Господь покинул верную рабу Свою.

35. О как легко стало мне, когда мой Повелитель избавил меня от нечестивых князей с их несчетными полками! И как окреп ты духом, как твердо стал на ноги, о благородный Закон, когда Кришна, воплотившись в семействе Яду, пресек царившее всюду беззаконие.

36. Да и как снести мне боль разлуки с Тем, кто одною улыбкою, одним мимолетным взглядом обрушал надменность самых взыскательных в мире особ? А когда Он стопами Своими касался меня, травинки мои вздымались словно волоски на теле влюбленной женщины, когда ее касается милый друг.

37. Сута сказал: - Меж тем на восточный берег реки Сарасвати к месту беседы печальных Земли и Закона с грозным воинством своим приблизился повелитель мира государь Парикшит.

 

Наказание и помилование вздорного простолюдина Кали.

1. Сута продолжал: - Итак, на берегу священной Сарасвати Парикшит увидал человека черни, облаченного в царское платье и калечевшего железным крюком быка с коровою, у коих уже не стало в этом мире покровителя.

2. То был бык, белый как речной лотос. И такой ужас наводил на него непотребный самозванец, что бык, оцепенев, едва держался на ногах и непрестанно мочился.

3. Земля-корова, что дарует человеку масло для жертвенных таинств, от коих он благоденствует, ныне страдала неслыханно, лишенная возможности видеть телят своих – зерно и злаки. Измученная и покалеченная подонком рода человеческого, нареженного в царские одежды, кормилица Земля проливала горькие слезы.

4. И тогда направил Парикшит золоченную колесницу к месту, где попирался закон, и молвил государь громовым голосом.

5. - Кто ты, воин? Как дерзнул ты поднять оружие против слабых? Неужто думал, что не будет у них защитника? Неужто не убоялся высшей кары?

6. Разве не знаешь, что не должно обижать невинных, тем более облачившись в одежды властителя. И не оттого ли ты осмелел так, что покинули ныне землю Хранитель ее Кришна и друг Его Арджуна - владетель лука Гандивы? Так вот, негодяй, я сделаю с тобою то, что сделали бы мои предшественники. Я предам тебя беспощадной смерти, дабы впредь никто не покушался на жизнь кормилицы и верного ее спутника.

7. - Кто ты, белое создание? – обратил затем он слово свое к быку. За что навлек ты на себя гнев ряженного злодея? Не за то ли, что пришел сюда посланником праведных небес, кои противны всякому порочному человеку?.

8. Никогда прежде слезы невинных существ не орошали земли, над коими властвовали цари Куру, могучие и праведные.

9. Отбрось печаль, о сын небесной коровы. Подлец не причинит тебе более зла. И ты кормилица, покуда жив я, не будешь знать горя. Ибо всякий, кто осмелится творить зло Земле и Закону, будет немедля предан мною смерти.

10-11. Ныне я испольню свой долг. И будет моя кара неотвратима, ибо властитель, в уделах коего творится страх и беззаконие, сам становится соучастником зла, а потому покрывает себя позором, укорачивает жизнь свою и готовит себе мучения в жизни следующей. Царь, не противившийся злу, будет мучиться, как мучаются жертвы его малодушия.

12. Если бык закона не стоит на всех четырех ногах своих, то и благоденствия не видать тому государству, ибо вместе с властью Господь посылает людям Закон Свой.

13. Укажи мне, бык, на того злодея, что виновен в твоих увечиях. Кровью его я смою с себя позор, дабы вновь быть достоин доброго имени потомков Притхи.

14. Да убоится меня всякий смутьян и насильник невинных. И если не умел я творить добра при жизни, то пусть останусь в памяти людской хотя бы карателем зла.

15. Я уничтожу кого угодно, пусть бы и небожителя, если дерзнет он обижать слабых и беззащитных. Покуда я жив, не будет злодеям укромного места в моем царстве.

16. Таков мой долг пред Богом и подданными. Всякий, кто чтит Закон, будет мною обласкан. Тот же, кто возвысит себя над законом и древним заветом, познает ужас царской кары. Правдивость быка Закона

17. Отвечал Закон: - Речи твои, о воин, выдают в тебе истинного потомка Пандавов. Даже Кришна, признав деда твоего воплощенною праведностью, подряжался бывать у него слугою на посылках.

18. О великодушный государь, я не знаю, что ответить тебе, не знаю, кто повинен в моих бедах. Разные люди имеют на этот предмет разные суждения.

19. Кто полагает, что мир во мне, уверяют, что я сам воображаю себе свои беды. Иные утверждают, что жизнью моею правлят высшие силы. Третьи - что судьбу себе я творю своими делами. Четвертые, кто не верят в высшее начало, вовсе относят все мои беды к случаю.

20. Есть и такие, кто полагает, что причину страданий нельзя ни постичь, ни представить, стало быть, ее и не выразить словами. Потому, о мудрец среди царей, реши сам, какое суждение тебе ближе, и поступи согласно своему разумению.

21. Сута сказал: - О лучшие среди дважды рожденных, незамедлительно государь дал ответ. И ответ тот, поистине, был достоин вселенского патриарха.

22. О почтенный, - молвил Парикшит, - я полагаю, что всякий, кто не винит других в своих несчастьях, есть носитель подлинной мудрости и знаток Закона Божьего. Потому в глазах моих, о белый бык, ты – сама праведность, воплотившаяся на Земле.

23. Нельзя видеть суть предмета, но о ней можно судить по его признакам. За твоею внешностью быка сокрыт Закон Божий. И увечия твои суть пороки человеческие.

24. Некогда ты прочно стоял на четырех ногах: воздержании, чистоте, милосердии и правдивости. Ныне три твои ноги изувечены. Воздержание чистота и милосердие порушены гордынью, прилюбодейством и пьяными возлияниями.

25. И лишь правдивость удерживает тебя от совершненного падения. Впрочем, гнусный вор, замахнулся и на последнюю твою ногу.

26. И кормилица наша Земля, вздохнувшая было с облегчением и расцветшая, когда Кришна низошел к ней со своею надмирною свитою, ныне снова стонет под тяжким бременем нечестивцев.

27. И плачет она горькими слезами, оставленная на поругание блудливым злодеям, ряженным в царские платья. Но не долог век бесчинств, ибо уготована им кара Божья. Милосердие и великодушие Парикшита

28. С этими словами покоритель тысяч врагов занес острый меч свой над главою мерзавца из черни, - главою, что пряталась под убором самодержца.

29. Осознав, что приблизился час расплаты, самозванец сбросил с себя царское платье и припал к ногам вершителя правосудия.

30. Вид самозванца немало развеселил Парикшита и ему сделалось жалко былого грозу беззащитных. Воистину нет такого греха, что не простился бы раскаявшемуся. Да прослвится имя внука Пандавов, у стоп которого найдет спасение самый падший из падших.

31. И сказал царь поверженному злу: - Поднимись несчастный. Внук Арджуны не обидит просящего о милости. Стрела возмездия да не вонзится в грудь, закрытую сложенными ладонями. Ступай вольно, но горе тебе, если ты не покинешь пределы моего царства.

32. Невозмжно быть тебе среди моих подданных, ибо если дозволить тебе гулять среди людей, да еще в чиновнем платье, то всякое сословие, даже самое благородное, скоро обратится в скопище воров, скряг, пьяниц, жуликов, насильников, вероотступников, развратников, подлецов и самодовольных дураков.

33. Ради блага народа я не позволю тебе остаться среди нас. Ибо там где, допущено беззаконие, исчезают честь, здравомыслие, жертвенность и почетание Истины. Так что живи, дрянное создание, где хочешь, но не в моих владениях.

34. Всякая жертва, кому бы она не предназначалась, достается Верховному Владыке, ибо Он присутствует всюду, как пространство, и всякий поступок происходит в Нем. И какими бы дарами за твои жертвы тебя не наградили сильные мира сего, дары эти, все одно, поступают к тебе от Всевышнего. Пять пороков и золото

35. Сута продолжал: - Услышав волю государя, насильник в страхе задрожал, ибо ослушаться Парикшита было для него смерти подобно.

36. - О повелитель, взмолился самозванец, - куда же мне податься, если владения твои простираются до краев земли? Как же избегу я твоего ока, если всюду поставленны твои данники и соглятаи? Неужто даровал ты мне жизнь, чтобы скоро отобрать ее?

37. Коль слывешь ты охранителем закона, отведи мне место, где мог бы я жить, не опасаясь твоего гнева. А там поглядим, захотят ли твои подданные захаживать ко мне в гости.

38. Сута продолжал: - В ответ на просьбу черни государь разрешил последнему соорудить себе игорное и питейное заведения, а так же дом блуда и скотобойню.

39. И снова просил сын порока дать ему место, кое стало бы для него личным жилищем. И Парикшит, подумав, определил ему поселиться в золоте. С той поры золото сделалось средоточием пяти главных пороков – лжи, прелюбодейства, пьянства, зависти и тщеславия.

40. Потому всякий, кто завладеет золотом или войдет в дом блуда, скотобойню, питейное или азартное заведение, непременно встретится с беззаконием, - Кали, коему отвел сын Уттары для проживания эти места.

41. Ни правитель, ни судья, ни воспитатель, ни слуга государев, да и всякий человек, желающий добра себе и ближниму, не должны ходить в те непотребные места, - сущее средоточие вздора и порока.

42. Свершив суд над вздорным злодеем, Парикшит исцелил быку израненные ноги и добрыми делами возрадовал Землю-матушку.

43-44. Поныне наследник славного Юдхиштхиры доблестный государь Парикшит правит своею вотчиною со столицею в Хастинапуре. И как в былые времена при правителях Куру, царят в государстве Парикшита закон и справедливость, и народ его счастлив и покоен, а кормилица Земля щедра и богата на урожай.

45. И поныне в каждом деле вершит сын Абхиманью совершенную справедливость и не дозволяет пороку преступить черту его обитания. Потому, о достойные мужи, мы имеем теперь возможность творить нашу жертву, никем не потревоженные....

 

 

 

Источник - http://audioveda.ru/audios/3253http://audioveda.ru/audios/3266


P.S. Далее будет...



Источник: http://audioveda.ru/audios/3206
Категория: Дао | Добавил: TRISSS (11.04.2016) | Автор: TRISSS
Просмотров: 570 | Теги: мудрец, Интеллектуальный клуб Позитив, бык, Кришна, Шримад Бхагаватам, закон, корова, Арго, Песнь Красоте, земля | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar